Маршрутный компьютер
Давнее было желание - иметь хотя бы расходомер топлива, но
платить 2000руб (цены - на начало 2002г.) за маршрутный компьютер для
карбюраторных двигателей… Да и место для него еще найти надо (ящик размером с магнитолу).
Поэтому пошел на определенные упрощения. Купил датчик расхода топлива (500
руб.) и маршрутный компьютер МК07 (600 руб).
Сам компьютер маленький, как китайские автомобильные часы (кстати, в нем есть и часы и вольтметр), и клеится на панель. Из дополнительных деталей – резистор 3 ком, от входа МК на +12в (выход датчика – открытый коллектор). Может резистор и не нужен, но из описания МК этого не видно, а с ним, как показалось, работает лучше.
Плохо только то, что МК07 – для инжекторных двигателей, на карбюраторе он измеряет мгновенный расход с большим разбросом (особенно на холостом ходу, когда поступление топлива в карбюратор крайне неритмичное). Но за дешевизну все равно надо чем-то платить. Зато расход топлива показывает с точностью 0.1 литра.
Расход измерили. Теперь – как
измерить пробег? Резьба тросика спидометра не совпадает с резьбой жигулевских и
волговских датчиков скорости. Пришлось сгородить нечто свое. На валу, рядом с
подшипником промежуточной опоры, закрепил
магнит (из мебельной защелки), а над ним – датчик Холла (его магнит
отпилил). Положение магнита надо подбирать, датчик Холла на некоторые стороны
магнита просто не реагирует. Место, где закреплен магнит, достаточно защищено от грязи и брызг
картером двигателя, но разъем датчика Холла я все равно ликвидировал, припаял
длинные провода, заизолировал, а сверху все залил герметиком (теперь можно и
вброд).
Исходя из длины окружности колеса и 6 импульсов на 1 метр пути, как требуется для МК07, рассчитывается число импульсов на один оборот вала. Конечно, об измерении мгновенной скорости надо забыть, но пробег и средняя скорость меряются даже точнее, чем штатным спидометром (хотя у меня не было более точной «линейки», чем километровые столбы, но по ним - хорошая повторяемость, разброс показаний не превышает 10-20 метров на 1 км, что совпадает с ценой деления одометра МК). Соответственно, меряется и средний расход топлива на 100 км. Можно измерить расход на разных скоростях (двигаясь с постоянной выбранной скоростью, сбросить показания и смотреть средний расход).
В результате, после поездки получаем следующие параметры:
· Пробег (км)
· Время в пути
· Средняя скорость (км/ч)
· Общий расход топлива (л)
· Средний расход топлива (л/100км)
Схема :
На DD1.1 и DD1.2 собран
формирователь импульсов («укоротитель»). Если стоит только один магнит, то этот
формирователь не очень нужен (я пробовал ставить несколько магнитов, вот он у
меня и остался), достаточно инвертора. Импульсы с датчика Холла поступают на
вход предустановки счетчика и записывают в него число, с которого начинается
счет (на схеме – число «5»). Высокий уровень с выхода DD3 разрешает работу генератора DD1.3, DD1.4,
импульсы с выхода которого поступают на вход счетчика. При достижении счетчиком
состояния «15», на выходе DD3
появляется низкий уровень, запрещающий работу генератора. Таким образом, по
каждому импульсу от магнита, на выходе схемы появляется 10 импульсов с
периодом, задаваемым RC-цепью
генератора. Эти импульсы через согласующий транзистор с открытым коллектором
поступают на вход маршрутного компьютера (на входе МК – такой же резистор, как
и на входе от датчика расхода топлива).
Если нужно другое число импульсов
(до 15), то необходимо изменить распайку на входах счетчика. Частота генератора
подбирается, исходя из максимальной скорости и диаметра колеса. Пример – при
макс.скорости 50 м/сек (180 км/час) и длине окружности колеса 2 метра, импульсы
от магнита идут с частотой 25 гц. В периоде их следования (40 мсек минус длина
импульса от магнита) надо уложить 10 импульсов. Отсюда находим частоту
генератора, умножаем на 1.5 (для запаса). Если же нужно не целое число
импульсов (например,10.5 имп на оборот), то надо ставить несколько магнитов и
делитель частоты на выходе (перед транзистором).
Лучше,
конечно, собирать схему на элементах 561 серии, т.к. 155 серия потребляет
довольно много, в результате чего на 5-вольтовом стабилизаторе бесполезно
переводится в тепло почти 1вт мощности.