КОЛЕСА

Маркировка автомобильной шины
Рассмотрим обозначение размера автомобильных шин - 175/70 R14. "175" - это ширина протектора, выраженная в миллиметрах, "70" - высота профиля шины в процентах от ширины протектора, "R" указывает на то, что данная шина - радиальная (практически все современные шины для легковых автомобилей радиальные), "14" - это диаметр обода, на который эта шина монтируется, выраженный уже не в миллиметрах, а в дюймах (дюйм равен 25,4 миллиметра).

В данном случае диаметр шины, выраженный в миллиметрах, будет следующим: диаметр самого диска 14х25,4= 355,6мм плюс две высоты профиля шины 175х70%х2=245 мм. Итого 355,6+245= 600,6мм.

Шины для джипов чаще всего обозначают другой маркировкой. Например, самый распространенный размер 31х10,5 R15. Здесь цифры обозначают следующее: "31" - диаметр шины, выраженный в дюймах, "10,5" - ширина протектора, "R15" указывает посадочный диаметр диска, на который эта шина должна устанавливаться. У этой шины диаметр равен 31х25,4=787,4 мм, ширина протектора 10,5х25,4=266,7 мм (у КамАЗа 260 мм). В традиционной метрической маркировке с погрешностью в несколько миллиметров шина будет иметь размер 265/75 R15.

Параметры колесного диска

Размеры “обод — шина” В эту номинацию входят два параметра: монтажный диаметр и ширина обода. Полный ряд монтажных диаметров легковых и внедорожных дисков: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19 дюймов. Подавляющее большинство современных автомобилей бегает на 13-, 14-, 15- и 16-дюймовых дисках. В последнее время наблюдается стойкая тенденция к увеличению монтажного диаметра; машины, для которых штатными являются, например, 13-дюймовые диски, переводят на 14-дюймовые, 15 на 16 и т. д. Это объясняется стремлением использовать шины низких и сверхнизких серий, поскольку их ездовые качества лучше, чем шин высокого профиля. А чем ниже серия шины, тем меньше в колесе резины и, соответственно, больше металла — ведь наружный диаметр колеса остается неизменным. При использовании стальных дисков монтажный диаметр особо не увеличишь — это приведет к возрастанию массы колеса, что нежелательно. А применение легкосплавных дисков позволяет увеличивать монтажный диаметр диска, не утяжеляя колесо в целом.

Ширина обода легковых дисков обычно не выходит за пределы следующего ряда: 3,5; 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 6,5 и 7,0 дюймов, хотя на тюнинговых, спортивных и внедорожных автомобилях могут использоваться и более широкие диски — до 13,5 дюйма.

Как выбрать нужную ширину обода? Есть золотое правило: она должна быть на 25-30% меньше ширины профиля шины. Допустим, Вы ищете диск под шину 195/70R15. Ширина ее профиля 195 мм. В дюймах это будет 7,68 (надо 195 разделить на 25,4). Отнимите от этой величины 25% или 30% и полученное число округлите до ближайшего значения из стандартного ряда. Получите 5,5 дюйма — обод именно такой ширины нужен для шины 195/70R15.

Предупреждаем! Использование как слишком широких, так и слишком узких дисков (относительно ширины профиля шины) нежелательно: нарушается проектный профиль шины (боковины либо сжаты закраинами обода, либо растянуты на нем), из-за чего ухудшаются ее ездовые характеристики — реакция на поворот, сопротивление уводу, боковая жесткость. Допустимое отклонение ширины обода от нормы составляет 0,5-1,0 дюйма для дисков с монтажным диаметром до 14 дюймов; и 1,0-1,5 дюйма — для дисков с диаметром 15 дюймов и более. Но лучше, конечно, брать диск точно под шину.

 

Колесные диски имеют следующие характеристики: ШИРИНА_J_РАДИУС_ET_значение_ PCD (КОЛ-ВО ОТВЕРСТИЙ*ДИАМЕТР),  например - 6J14ET18 4*108

где ШИРИНА — ширина колесного диска в дюймах
РАДИУС — радиус в дюймах
значение — вылет (
ET) в мм
КОЛ-ВО ОТВЕРСТИЙ — количество отверстий для крепление к ступице
ДИАМЕТР — диаметр, на котором расположены отверстия для крепления относительно центра диска, в дюмах или милиметрах

 

 

Обод состоит из следующих элементов:

·         закраин, представляющих собой боковые упоры для бортов шины. Расстояние между закраинами и есть ширина обода;

·         полок, являющихся посадочными местами бортов шин, наклоненными к середине, как правило, под углом 50;

·         ручья, предназначенного для облегчения демонтажа шины. 

В обозначении обода приводится его ширина и диаметр, цифры указывают размеры в дюймах. Буква между двумя первыми цифрами свидетельствует о форме закраины и связанным с этим различным исполнением полок и ручья. В настоящее время наибольшее распространение приобрела форма закраины "J". Кроме этого, маркировка содержит название завода-изготовителя, его товарный знак, номер колеса по каталогу, дату изготовления и знак соответствия стандарту.

Кроме этого, на дисках, предназначенных для установки бескамерных шин, применяется безопасный контур полок обода, который выполняется за счет т.н. подката, расположенного на полках обода. При этом гарантируется надежная посадка борта шины между подкатом и закраиной обода, предотвращающая соскакивание бортов в ручей при пониженном давлении и малой скорости движения.

·         Н - односторонний подкат (только по наружной стороне обода),

·         Н2 - двухсторонний подкат,

·         СН - комбинированный двухсторонний подкат,

·         FH - плоский подкат.

В настоящее время большинство производителей выпускают обода с безопасным контуром полок с обеих сторон. Неприятным свойством подката является затрудненный демонтаж шин.

Вылет колеса (ET) - это размер между привалочной плоскостью диска колеса при установке на ступицу автомобиля и воображаемой плоскостью, проходящей через середину обода (расстояние от плоскости симметрии обода до плоскости прилегания к фланцу ступицы). Величина, сугубо индивидуальная для каждой модели автомобиля и рассчитывается производителем, исходя из оптимального соотношения характеристик управляемости и устойчивости, а также нагруженности деталей трансмиссии. Вопреки рекомендациям автозаводов, не допускающих

 

установку дисков с нештатной величиной вылета, некоторые автовладельцы тем не менее устанавливают диски с уменьшенным вылетом, полагая при этом, что таким образом улучшают устойчивость автомобиля в повороте. Получаемое при этом преимущество заключается в незначительном увеличении колеи. Однако на деле подобные "усовершенствования" приводят не только к увеличению нагрузки на детали подвески и снижению ресурса ступичных подшипников. Другим отрицательным фактором является возрастание плеча обкатки. Вследствие этого усиливается воздействие на рулевое колесо толчков от дорожных неровностей и в особенности неодинаковых тормозных сил на передних колесах. Если же контуры тормозной системы имеют диагональную схему соединения (как почти на всех легковых автомобилях с отрицательным плечом обкатки), то использование такой меры тем более недопустимо, т.к. в связи с этим отрицательное плечо превращается в положительное, что может привести к опасному отклонению от курса в критической ситуации.

ET и может быть положительным или отрицательным. Соответственно, при положительном ET центр диска утоплен внутрь колесной арки по отношению к плоскости крепления к ступице, при отрицательном наоборот. При нулевом ET центр диска совпадает с плоскостью крепления к ступице.  Для конкретной модели авто значение ET задается технической документацией производителя колесных дисков. Для различных дизайнов дисков ET может

 

быть разное.

Центральное отверстие должно иметь диаметр, соответствующий диаметру посадочного цилиндра на ступице автомобиля. Необходимо точное сопряжение этих размеров для обеспечения предварительного центрирования колеса на ступице, что облегчает установку болтов. Окончательное центрирование осуществляется по коническим поверхностям в отверстиях крепления диска болтами или гайками. У штатных колес автомобиля центральное отверстие диска, как правило, точно подогнано к ступице оси; на заводах принято центрировать колесо именно по нему — его диаметр является посадочным. Но если Вы покупаете диск в магазине, не удивляйтесь тому, что центральное отверстие может оказаться больше положенного. Производители запчастей часто делают отверстие заведомо увеличенного диаметра и снабжают диск набором переходных колец, что позволяет использовать его на разных моделях автомобилей.

Диаметр расположения отверстий крепления - это диаметр окружности, на которой на равных расстояниях одно от другого располагаются отверстия для крепления колеса к ступице. Для разных автомобилей различны диаметры этой окружности, а также число отверстий.

Колесо должно быть проверено на автомобиле до сборки с шиной. Необходимо убедиться, что оно хорошо прилегает к присоединительным поверхностям, свободно вращается и не выступает за габариты кузова.

Перед покупкой обязательно надо проверить число и диаметр расположения отверстий крепления, а также диаметр, длину и шаг резьбы болтов (длина резьбы, которая вворачивается в ступицу при креплении колеса, должна быть не менее 7-8 полных витков). Поскольку отверстия крепления делают с положительным допуском по диаметру, можно ошибиться в выборе диаметра расположения отверстий крепления, если он отличается от штатного на несколько миллиметров. В этом случае из всех гаек только одна будет затянута полностью, остальные же отверстия сместятся, и крепеж окажется недотянутым или затянутым с перекосом, а посадка колеса на ступицу будет неполной. На ходу такое колесо будет вызывать сильную вибрацию, кроме того, не полностью затянутые гайки или болты могут открутится в самый неподходящий момент.

Типоразмеры болтов и гаек крепления колеса. Если Вы меняете стальной штампованный диск на легкосплавный, возможно, придется использовать болты (или шпильки) большей длины, чем штатные, — легкосплавный диск толще стального. Кроме того, старый крепеж не подойдет, если на новом диске предусмотрены отверстия, допустим, под затяжку на сферу, а имеющиеся у Вас болты (штатные) затягиваются на конус.

На диске ДОЛЖНО быть указано:

вылет колеса (некоторые американские фирмы почему-то игнорируют это требование; европейцы указывают вылет всегда);

товарный знак или наименование производителя;

дата изготовления. Обычно — год и неделя. Например, 0598 означает, что диск выпущен в 5-ю неделю 1998 года;

клеймо контролирующего органа (говоря по-русски, ОТК). Многие фирмы клеймят свою продукцию не сухими буквенно-цифровыми индексами, а птичками, цветочками и прочим художеством. На литых дисках помимо клейма ОТК ставят еще и клеймо рентгеноконтроля, которое свидетельствует о том, что диск не имеет внутренних дефектов — литьевых раковин;

клеймо национального “госстандарта”;

предельная весовая нагрузка на диск (MAX LOAD) в килограммах или фунтах.

Кроме того, на диске МОЖЕТ БЫТЬ указано:

присоединительные размеры, например PCD100/4;

предельное давление в шинах, на которые диск рассчитан. Например, MAX PSI 50 COLD означает, что давление в шине не должно превышать 50 фунтов на квадратный дюйм (3,5 кгс/кв. см); слово COLD (“Холодный”) напоминает, что измерять давление следует в холодной шине (MAX PSI указывают только американцы);

способ производства, если диск кованый, — FORGED (“Кованый”); эта надпись не предусмотрена никакими стандартами, выбивается на диске исключительно на публику, т. к. кованые диски на Западе считаются очень престижными.

Кстати, диск 7 l/2Jx15H2 в американском варианте маркировки будет обозначаться 15Н2х7 1/2} или 15x7 1/2J.

Пример диска:

 

Стальные диски

В настоящее время имеют самое широкое распространение. Состоят из обода и приваренного к нему диска (тарелки), изготавливаемых из стального листа. Стальными дисками комплектуется большинство автомобилей на заводах-изготовителях.

Их достоинства:

·         невысокая цена;

·         возможность рихтовки после деформации. При ударе они не лопаются, а мнутся, что позволяет их восстанавливать.

Недостатки:

·         самый большой вес, уменьшить который не представляется возможным, т.к. при меньшей толщине стального листа снижаются прочностные характеристики;

·         ограниченные возможности по дизайну;

·         невысокая коррозионная стойкость, во многом обусловленная качеством покрытия. При этом самая низкая коррозионная стойкость у дисков, покрытых эмалью и электрофорезом.

Существуют "экзотические" виды стальных дисков, как, например, спицевые, но встречающиеся крайне редко из-за высокой стоимости и невозможности использования бескамерных шин. Такое колесо состоит из обода и ступицы, соединенных между собой проволочными спицами. При использовании этих дисков необходима подтяжка спиц через каждые 10-20 тыс.км. Положительные стороны - отличный внешний вид и очень хорошее охлаждение тормозов.

Легкосплавные диски

Изготавливаются из сплавов на основе алюминия и магния путем литья или ковки. Стальные колесные диски интенсивно вытесняются с рынка легкосплавными. Чем они лучше? Стильный современный облик, разнообразие видов — уже этого достаточно для привлечения покупателя. Главное же — солидный выигрыш в весе, а значит, снижение нагрузок на трансмиссию, подвеску, тормоза и подшипники ступиц. Кроме того — очень эффективное охлаждение тормозного узла, во-первых, благодаря высокой теплопроводности легких сплавов, во-вторых, возможности делать диск с очень большими отверстиями (не теряя жесткости) и с направленными лопастями, которые при вращении колеса гонят воздух на тормоз. И еще — высокая точность изготовления, что способствует более точной балансировке

Литые алюминиевые диски

По сравнению со стальными имеют одно неоспоримое преимущество - меньший вес. Литое колесо из алюминиевого сплава легче аналогичного стального примерно на 15 - 30%, что для колеса размером 5,5Jх13 составляет около 1 кг. (Исключение составляют турецкие диски, разница в весе со стальными у которых практически незначительна.) Из теории же автомобиля известно, что снижение массы неподрессоренных частей, к которым относятся и колеса, способствует улучшению такого показателя, как плавность хода. Кроме этого, уменьшается и момент инерции автомобиля, что благоприятно проявляется при разгоне и торможении. Снижается износ деталей трансмиссии, улучшается динамика автомобиля, уменьшается расход топлива. Немаловажным является и тот факт, что использование легких сплавов позволяет придать диску самые разнообразные варианты внешнего вида, что, кроме эстетической стороны, способствует хорошему охлаждению тормозов. Диски из алюминиевых сплавов обладают высокой коррозионной стойкостью, что является следствием способности алюминия образовывать на поверхности защитную оксидную пленку, препятствующую его разрушению, но ухудшающую товарный вид, потому диски из алюминиевых сплавов требуют надежной защиты поверхности. Современные производители используют для этой цели прочные многослойные лакокрасочные покрытия. Основным недостатком литых дисков является невозможность восстановления после деформации. При этом если от "детской болезни" литых алюминиевых дисков - появления трещин и разрушения после удара - всемирно известным западным производителям удается уйти и современные диски не лопаются, а сминаются, однако это плюс только с точки зрения безопасности - для дальнейшего же использования они все равно становятся непригодными.

Вообще же, алюминиевые литые диски, как никакие другие, имеют большой разброс как по своим характеристикам, так и по цене. Диски известных западных производителей отличаются наиболее сбалансированными сплавами, обеспечивающими их высокую ходимость, меньший вес и достаточно высокую ударную прочность (но вместе с тем и довольно большую цену), чего нельзя сказать про турецкие диски. Возможно, оптимальным вариантом будет приобретение литых дисков российских производителей, таких, как "К&К" (Красноярск), "Виком", и др., имеющих самую низкую цену при достаточно хорошем качестве.

Литые магниевые диски

Данным дискам присущи все основные достоинства литых алюминиевых дисков, причем в большей степени. Однако они не нашли широкого применения в силу очень низкой коррозионной стойкости. Требования к защите поверхности таких дисков настолько велики, что их покрывают специальными красками и лаками, стойкими к влиянию любых внешних факторов. Кроме того, использование стальных пружин для крепления балансировочных грузиков также способствует образованию электрохимической пары "сталь - магний", способной разрушить тело диска. Изготавливаются методом горячей штамповки из алюминиевых или магниевых сплавов с последующей термо- и механической обработкой, при этом обеспечивается очень высокая прочность и жесткость конструкции, высокая коррозионная стойкость. Алюминиевые кованые диски, в отличие от литых, не нуждаются в дополнительной защите поверхности. При ударе кованый диск не лопается, а мнется и на нем не образуется трещин. Эти колеса примерно в 1,5 - 2 раза легче стальных. Поскольку литейные раковины на них отсутствуют, то допускается установка бескамерных шин. Вообще, литые магниевые диски — не для российских дорог. При езде по ухабам (а из чего еще состоят наши дороги?) литой магний быстро растрескивается. Кроме того, требования к нему по защите поверхности от коррозии очень высоки. Магний исключительно хорош, но не в литом варианте, а в кованом.

Кованые диски

Если бы не высокая стоимость, обусловленная сложностью технологии, кованые диски, наверное, давно бы вытеснили все остальные — по большинству характеристик кованым нет равных.

Ковка обеспечивает исключительно высокую прочность и жесткость конструкции. Кованый диск держит сильнейшие удары; в крайнем случае он не лопается, как литой, а гнется без образования трещин, что, безусловно, безопаснее.

Кроме того, он очень легкий. Сравните: стальной штампованный диск, допустим, для 7-й модели BMW весит 9 кг, литой алюминиевый — 7,8 кг, а кованый алюминиевый — 6,8 кг. Коррозионная стойкость кованого диска значительно выше, чем литого, а значит, ниже требования к защите поверхности

Основной недостаток кованых дисков - их высокая цена, а также ограниченные возможности по дизайну. Однако в последнее время в специализированных магазинах появились кованые алюминиевые диски российских производителей, имеющие достаточно конкурентоспособную цену.

Если расположить легкосплавные диски в порядке возрастания прочности, ряд будет таким: литой магниевый — литой алюминиевый — кованый алюминиевый — кованый магниевый (самый прочный, самый престижный, самый дорогой).

САМОЕ ГЛАВНОЕ -покупайте только диски, прошедшие российскую сертификацию! Импортные, если не завезены из стран “третьего мира”, очень хороши, но многие из них рассчитаны на нормальные дороги и потому не отвечают российским требованиям по ударным нагрузкам. Импортный диск, хороший сам по себе, хорош вдвойне, если смог выдержать сертификационные испытания в России.

 

1. Шины должны храниться в закрытых складских помещениях. Складские помещения должны быть свободными от посторонних предметов, затемненными, соответствовать требованиям пожарной безопасности и обеспечивать возможность применения грузоподъемных механизмов. При наличии в складских помещениях окон стекла должны быть окрашены красной или оранжевой краской. Отопительные устройства, находящиеся в складских помещениях, следует экранировать.

2. При хранении шин допускаются колебания температуры воздуха от минус 30 до плюс 35°С и относительной влажности 50-80%. Шины при хранении должны быть не ближе 1 м от отопительных устройств.

3. Шины, бескамерные шины и покрышки должны храниться в вертикальном положении на стеллажах, поддонах или ровном полу. Грузонесущая поверхность стеллажа должна быть ровной, без острых ребер. Допускается хранить шины сроком не более 1 месяца в штабелях высотой не более 2 м.

4. При хранении бескамерных шип должны быть обеспечены условия, исключающие деформацию бортов и боковых стенок шин.

5. Через каждые 3 месяца шины поворачивают, меняя зону опоры.

6. Покрышки, бывшие в эксплуатации и пригодные для дальнейшего использования, перед хранением должны быть тщательно очищены.

7. Допускается хранить шины на открытом воздухе сроком не более 1 месяца. При этом шины должны быть размещены под навесом или укрыты материалом, защищающим их от внешних воздействий (солнца, влаги, загрязнений).

 

·         Диаметр центрального отвертия на литых, кованных дисках может отличаться  в большую сторону, в таком случае диски должны комплектоваться в обязательном порядке центрирующими кольцами (вставками) для центровки диска при посадке на ступицу, отсутствие данных колец влечет за собой биение колеса на скоростях от 80 км/ч. При установке дисков от других моделей автомобилей с подходящими размерами к Вашему автомобилю, убедитесь в соответствии вылета (ЕТ) диска устанавливаемого и Вашего. Установка на автомобиль дисков с PCD отличным от штатного, может повлечь откручивание дисков от ступиц при движении, пара миллиметров в этом случае — не мелочь, а гарантия Вашей безопасности.

o         Рядом с магазином Citroen на Выборгской набережной есть магазин фирмы МВО. На мой ХМ там сразу нашли необходимые диски и ткнули на них пальцем. Отечественного производства.

o         Ступица 65мм, 4х108, ЕТ=24 (?)

o         5J14 ET30 – 64 - 4*108, для BX-14 обычные( 83г.)

o         Литых (у меня) - 6J14 ET18 4x108

o         Рекомендованные размеры:

§         BX - 6jx14 4x108x65 ET22, 7jx15 4x108x65 ET20

§         BX Break - 5,5Jx14  4x108x65  ET18,   5Jx14  4x108x65 ET25

o         ВХ: Резина не проблема размер распространеннейший 175/70-14 + вариации на эту тему. С дисками на ВХ хуже - у них вылет малораспространенный ET=20-24. отверстия - 4х108, ц.о. 65. Подходят от также Ситроенов ZX, Ксара, Ксантия, Берлинго и от Пежо 405, 306, 406. Иногда (у нас, например, только сзади) есть 1 центровочный штифт на ступице. Тут дело вкуса - либо удалить штифт, либо просверлить диск. 

§         У меня ВХ живет на дисках от Ксантии.

§         6J14ET18 4*108 PCD65 - ZX, Xara, Berlingo, Xantya, Пежо 405, 306, 406  

·         Параметры дисков:

Ситроен

Ц. отв.

PCD

BX/ZX/Xantia/Xsara

65

4*108

 

14 дюймов = шины 82/80/70/65/60/55 серии

15 дюймов = шины 82/80/70/65/60/55/50/45 серии

 

серия шины

размер шины

Ширина диска

предпочтит.

min

max

80

175/80R14

185/80R14

5,0

5,0

4,5

5,0

5,5

6,0

70

165/70R14

175/70R14

185/70R14

195/70R14

205/70R14

5,0

5,0

5,5

6,0

6,0

4,5

5,0

5,0

5,5

5,5

6,0

6,0

6,5

7,0

7,5

65

155/65R14

165/65R14

175/65R14

185/65R14

195/65R14

4,5

5,0

5,0

5,5

6,0

4,0

4,5

5,0

5,0

5,5

5,5

6,0

6,0

6,5

7,0

 

 

 


к началу раздела

 



Сайт управляется системой uCoz